Композиция

О композиции

 

Двенадцать серий, в которые вместились четыре тома манги, приобрели законченность благодаря идейной композиции и незавершенность благодаря композиции сюжетной. Классический вариант завязки-кульминации-развязки к аниме отнести достаточно проблематично (яой потому что). Скорее – это волнообразная структура. Такая система, где каждая волна – мини-кульминация, характерна для фильма. Эти волны – самые значимые эпизоды фильма. Уточним:

• К примеру, в первой серии-завязке сосредоточены все основные намеки и мотивы фильма, обозначены взаимоотношения героев:

- образование пары Соби-Рицка

- взаимоотношения в семье, Рицка-мать

- Рицка и школа

- Юйко-Рицка

- Шинономе и другие

- Рицка-память

- пары Воин-Агнец (Боец-Жертва в другом переводе)

- представление боя

Символически эти «волны» обозначены названиями серий. «Без дыхания» - это не только обозначение пары Ай и Мидори, а знаковое слово-символ всей первой серии. Поясню: все герои здесь как бы лишены жизни-дыхания. Соби лишен Сэймэя (Кио в 11 серии пояснит Рицке, что тот после исчезновения Сэймэя словно умер, выпал из жизни), Рицка лишен брата и семьи (думает о смерти), Юйко и Шинономе задыхаются от непонимания, одиночества.

Вторая серия - «Без памяти» (мотивы Рицка-память, представление боя)

• Памяти лишен Рицка. Создатели уносят зрителей в прошлое, поясняя, как это случилось. Центральная сцена: Бой-поцелуй Соби. С этого момента начинается отсчет новой памяти.

Третья серия - «Без связи» (мотивы Юйко-Рицка, Рицка-школа, пары Воин-Агнец)

• Самая ярка «волна», естественно, - сцена прокалывания ушей – установление связи между Бойцом и Жертвой.

Можно продолжить и дальше, конечно, но, вопрос, думаю, ясен. Серии скомпонованы так: отдельно пятая, с шестой по седьмую, с восьмой по десятую.
Особое значение имеет одиннадцатая серия. И в плане внутренней композиции: разбита на три части, представляющие точку зрения четырех разных персонажей (не будем забывать про доктора Кацуко). И в плане общей структуры.

Посещение героями парка развлечений – самый светлый, чистый, пронизанный солнечным светом, счастьем, любовью и радостью фрагмент фильма. Тем острее и болезненнее будет восприниматься последняя, двенадцатая серия. Трагическая и не вполне внятная. Граничащая то ли с лихорадочным бредом, то ли с параллельной виртуальной реальностью, из которой героям удается вырваться силой любви и обрести понимание и катарсис.

Символика

 

Символика в некотором роде тоже часть той игры, которую создатели ведут со зрителями, оставляя многое на домысливание и додумывание. Эта игра почти не затрагивает сюжетное развитие событий, но создает у зрителя определенную установку на раскрытие мотивов поведения персонажей. Правда, японцы не были бы собой, если бы в эту символику вновь не заложили некую двойственность или даже множественность трактовки.

Все символические элементы аниме можно условно разделить на несколько групп: знаковые (названия серий, имена, названия книг, напитков, номера, иероглифы заклинаний и пр.,), предметно детальные – одна из самых объемных групп (фотография, еда, одежда, телефон, инструменты, ключи, цепи, мягкие игрушки, транспорт, картины, цвет волос, уши и хвосты, пластыри и повязки, битая посуда и пр.), природные (дождь, листья, лепестки, снежинки и пр), «животные» (бабочки, коты, мышь). Также можно отдельно говорить о символике цвета, света, динамики и статики, пространства и даже запахов и вкуса (вообще для аниме синестезия нехарактерна, но здесь это что-то невероятное).
Поговорить обо всем, разумеется, невозможно. Поэтому просто несколько наблюдений.

Но сперва несколько слов о традиции. Японская культура, как ни одна другая, впитала европейскую культуру, не лишившись ни капли своей собственной. К примеру, японцам как-то легко удается совмещать разные религии (синтоизм, буддизм, даже христианство), не сталкивая и не противопоставляя. Именно это находит отражение в множественности символической трактовки.

Конечно, бабочки и Соби – это нечто неразделимое. В некотором роде, Соби и есть бабочка. Априори. Бабочка – его душа (или ее часть). Его появление сопровождается лазурным вихрем, бабочек он рисует, в его ушах сережки-бабочки, когда герой попадает в беду, то Рицка видит распластанную в луже бабочку, мысленно Соби сопровождает Рицку на колесе обозрения и тот пытается поймать бабочку-Соби и.т.д., и т.п. Бабочка появляется на свет, чтобы любить, появляется из куколки, в которую превратилась гусеница. Куколка напоминает саван, а окукливание гусеницы – смерть. Соби проходит все эти этапы: символической смерти (с утратой Сэймэя) и покидающей мертвое тело души (с обретением Рицки). Ассоциация бабочки с душой закрепилось не только в мифологическом сознании Европы и Средиземноморья, но и в восточной символике (чаще китайской, но и японской). Кстати, японские поэты и художники любили брать себе псевдонимы со словом «бабочка» (Мечта Бабочки, Одинокая Бабочка), а Соби у нас художник.

Бабочка – непременная участница романтических и эротических игр. Красивейшего партнера выбирали именно с помощью бабочек. В то же время бабочка – символ неверного возлюбленного – намек на «предательство» Соби.

Совершенно очаровательно в аниме решен вопрос о сочетании разнонаправленных символов бабочек (точнее, гусениц) кошек и мышек. Ну, нэковские ушки с хвостами трогать не будем, а вот горные коты Ириомоте…

Итак, Рицка увлечен (как все японцы) фотографией. «Делать воспоминания» - это возможность остановить время, неуловимое настоящее (югэн), зафиксировать событие. Соби приказом отправляют делать фото неуловимых ириомотских котов. Отношения к котам в Японии разное в зависимости от их окраса, применения и т.п. Не будем ассоциировать с демоном Нэко-Баке, который, по легенде, в образе кота входил в дом, чтобы похитить непослушных детей и съесть их. А вот власть над душами умерших, над демонами коты имеют. Рицка прикрепляет фото ириомотских котов на ту же стенку, где висят их общие снимки, как символ защиты от демонов (читай: Семи Лун). Кроме того, с давних времен коты использовались, чтобы уберечь от мышей коконы бабочек шелкопрядов, причем не только в их реальном живом виде, но и в виде изображения или скульптуры. Этот момент будет потом изящно и забавно обыгран в 5 серии аниме в телефонном диалоге перед сном Соби и Рицки. Звук поцелуя, который посылает Рицка в ответ на просьбу Соби, звучит как «чу» - иероглиф, обозначающий одновременно «чмок» и мышиный писк. Мышка-Рицка опасен для чувств бабочки-Соби. Вот такая игра в кошки-мышки.

Источник